
Однажды сказали Фаэтону:
— Мы не верим тебе. Ты сын простого смертного, а не бога солнца Гелиоса.
Бросился к матери Фаэтон, стал требовать:
— Скажи мне правду!
— Клянусь, это правда. Войди во дворец Гелиоса, спроси его сам!
Предстал Фаэтон перед Гелиосом, со слезами на глазах стал просить, чтобы бог доказал перед всей вселенной его превосходство. Гелиос, тронутый горем сына, пообещал сделать все, что в его силах, и даже поклялся выполнить его первое желание, каким бы оно ни было. И тогда Фаэтон попросил отца позволить ему хотя бы один день поуправлять золотою колесницей.
— Безумный, ты просишь невозможное! — воскликнул Гелиос. — Даже бессмертные боги не устоят на моей колеснице. Сам Зевс-громовержец не в силах управлять ею. А ты всего-навсего смертный, хотя и сын бога! Вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони с трудом взбираются по ней. Посередине она идет так высоко над землей, что даже мною порою овладевает страх, когда я смотрю вниз. А потом дорога круто спускается к океану. И только моя рука в силах сдержать коней, чтобы они не понесли! Дорога узка. Если ты уклонишься в сторону, то ждут тебя рога грозного Тельца, стрела Кентавра, чудовищные Скорпион и Рак. Я не хочу твоей гибели и не могу отказать в просьбе, ибо дал клятву. Откажись сам...
Но Фаэтон настаивал на своем.
— Хорошо, я исполню твою просьбу. Но думал, что ты разумнее, — печально сказал Гелиос и повел сына к колеснице, потому что уже приблизилось утро и крылатые кони нетерпеливо били копытами.
— Сын мой, не гони лошадей, — давал Гелиос последние наставления. — Держи крепче вожжи. Сами побегут мои кони. Дорогу ты ясно увидишь по колее. Она пересекает все небо. Не поднимайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, не опускайся слишком низко, ибо ты опалишь землю. Не уклоняйся ни вправо, ни влево.
Надел он на сына свой сияющий венец, передал в руки вожжи, сам намазал лицо юноши волшебной мазью, чтобы предохранить от пламени, вылетающего из конских ноздрей.
Фаэтон, гордясь тем, что явится перед всей вселенной на золотой колеснице, смело взял вожжи. Но кони, почувствовав неопытную руку, сразу понесли, сбиваясь с обычного пути. Испуганный Фаэтон забыл все наставления отца. Колесница сошла с колеи и подъехала так близко к Скорпиону, что тот замахнулся на Фаэтона своей страшной клешней. Испуганный юноша выпустил вожжи, и кони понеслись с ужасающей быстротой. Они приблизились к земле. Трава стала сохнуть, деревья загораться земля трескаться. Пламя охватило города и горы — двуглавый Парнас, величественный Кавказ. Высыхали моря, превращаясь в песчаные пустыни. С тех пор жители Африки, кожа которых обуглилась от пламени, навсегда стали черными. Даже великий Нил испугался и спрятал свой исток в таинственную пещеру.
Наконец Гея-Земля громко воскликнула: — О, величайший из богов, Зевс-громовержец! Неужели я должна погибнуть от прихоти мальчишки? Неужели погибнет царство твоего брата Посейдона? Смотри: Атлас уже едва выдерживает тяжесть небес. И небо и дворцы богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный хаос?! О, спаси от огня то, что еще осталось.
Властелин богов решил залить огонь водою. Но туч не было! Тогда, чтобы спасти вселенную от гибели, он взял свои громоносные стрелы и поразил ими юношу. Фаэтон пронесся подобно падающей звезде и упал, мертвый, в воды реки Эридан, далеко от родины. Нимфы нашли бездыханного Фаэтона и предали его прах земле.
Пораженный горем, Гелиос закрыл свой сияющий лик ладонями и перестал освещать землю. Лишь пламя пожаров не давало вселенной погрузиться во мрак. Но повелел Зевс вновь собрать разбежавшихся по небу огнедышащих коней, починить колесницу и совершать обычный путь.
А сестры Фаэтона, Гелиады, в течение четырех месяцев не покидали его могилы, оплакивая кончину брата. Тронутые их жалобами и слезами, боги превратили стройных девушек в деревья. Слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превращались в прозрачные капли янтаря.
...Само же слово «фаэтон» осталось во всех европейских языках, в том числе и в русском. Только теперь именем юноши, не сумевшего справиться с солнечной колесницей, называют всего лишь легкую коляску или автомобиль с откидывающимся верхом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий